Метод комплексной сказкотерапии (Сказкотерапия Харьков)

Метод комплексной сказкотерапии

—это современный психотерапевтический  метод, который  использует  сказки (народные или специально написанные психотерапевтом) в качестве инструмента работы с психикой клиента .

Сразу хочу оговорить разницу между домашним прочтением сказки и работой с ней психотерапевтом.

Сказка это инструмент, которым люди пользуются с давних времен. Наши предки веками оттачивали народные сказки  и сохраняли в них золотые зерна мудрости. В сказках зашифрованы тайные шифры законов жизни .

Существует так называемая «домашняя сказкотерапия». К ней относят работу со сказкой в домашних условиях (без участия психолога). Когда  родные читают сказку ребенку, последний получает огромный информационный багаж и  эмоциональный опыт, особенно если проговорить с ним реплики героев, проиграть понравившиеся ситуации. Можно сочинять с ребенком сказки, это будет развивать его воображение, улучшит ваши взаимоотношения, поможет интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дети таким образом, учатся преодолевать страх, двигаться к цели, минуя препятствия, бороться с завистью, злостью, сохранять веру в добро и т.д. Дети так учатся различать добро и зло, вырабатывают для себя  примеры для подражания и нравственные ориентиры. Для этого следует обсуждать с ребенком все просмотренные и прочитанные сказки.

                

Более глубокое научно обоснованное использование  сказок, как орудия психотерапии было разработано З.Д. Зинкевич –Евстигнеевой. Её авторский метод называется методом комплексной сказкотерапии. Он базируется на основе анализа законов развития женских и мужских архитипов, описанных К.Г. Юнгом, и архитипов жизненного пути.

Сказкотерапия  как метод психотерапии является самым богатым и эклетивным , он задействует самые разнообразные средства :

 -арт. терапии (рисование, лепку, изготовление специальных кукол-для прорабатывания сказки),

-драмотерапии (проигрывание актуальных для ребенка сказочных ситуаций в роли людей или зверей),

-элементы телесно-ориентированной терапии (сказка в танце и подвижных играх)

Такой широкий арсенал средств позволяет найти ключик к  каждому ребенку .

 За 8-10 занятий в подсознании и сознании ребенка происходят глубочайшие изменения «прорабатываются» (т.е. устраняются) негативные переживания, воспоминания, тревоги, а на очищенное от негатива место приходит «самоактуализация» (стимуляция внутреннего роста, установка на позитивное восприятие себя и окружающих, появляется мотивация к учебе, творческой деятельности).

 

Кому особенна нужна сказкотерапия?  В первую очередь детям  со следующими проблемами:

-психосоматическая патология  (нейродермиты, болезнь Жильбера, псориаз, бронхиальная астма,  вегето-сосудистая дистония, артериальная гипертензия, сахарный диабет, энурез)

-невротические и неврозоподобные заболевания (энурез, логоневроз, тики и др.), при этих заболеваниях сказкотерапия комбинируется с методикой глубокой мышечной релаксации «лечебного сна», логоневроз (заикание) -в союзе с логопедом)

- нарушения адаптации в коллективе (поступление в садик, школу, неуверенность в себе, трудность «при отпускании мамы», заниженная самооценка, закомплексованность)

-конфликтность в семье и дома

-нежелание учиться (низкая  мотивация к обучению)

-младенческие проблемы (горшок, раннее непослушание, нарушение общения со сверстниками, начиная с 2-3 года жизни).

Курс включает 5-10 занятий  1 раз в неделю по 1,5 часа.

 

Песочная терапия 

Данный метод является проекционным.

Именно, поэтому, он , во- первых, является одним из лучших методов диагностики для детей, начиная с 4-5лет   и взрослых.

Клиент «выливает на песочный лист» скрытое и частично неосознаваемое,  причем в самой безболезненной для него форме. Бывает, что пациенту трудно говорить о пережитых драматических событиях  и сначала он работаем молча, за него «говорят»  фигурки и сюжеты, которые он выкладывает.

 

Во-вторых, песочная терапия прекрасная возможность для коррекции различных  проблем

-агрессия к родителям , сверстникам, себе

-тревоги, страхи

-предстоящая серьезная перемена жизни (переезд, переход на другую работу, свадьба , развод)

-задержка психического развития

-нарушение общения (аутизм , мутизм)

В данном случае длительность лечения определяется проблемой –от 10 занятий до нескольких месяцев в тяжелых случаях (мутизм, аутизм, отставание в развитии)

                                                                                                              


врач невролог-психотерапевт Герасименко Елизавета Владимировна